Электронное правительство

С течением времени государственные и муниципальные организации все плотнее используют возможности Интернета для общения с гражданами. Современные информационные технологии предоставляют возможность крайне оперативного, практически мгновенного и достоверного донесения информации «из первых рук» до миллионов граждан. Появляются всё новые информационные порталы государственных и региональных органов власти, сайты электронных муниципалитетов и электронного правительства. Основная задача подобных ресурсов – предоставить гражданам доступ к информации и электронным услугам органов власти. Кроме того, посещение официальных сайтов позволяет югорчанам налаживать обратную связь с институтами государственной власти и целенаправленно передавать им свои индивидуальные сведения.

В 2012 году Депинформтехнологий Югры разработал новый учебный курс «Эффективное использование сервисов электронного правительства», который является одним из направлений проекта «Электронный гражданин» по обучению граждан основам компьютерной грамотности.

Целью курса является обучение жителей Югры навыкам использования информационно-коммуникационных технологий для использования гражданами своих возможностей доступа к информации, приобщение максимального их количества к информационному обществу, увеличения доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме для улучшения качества их жизни и облегчения взаимодействия с государственными структурами.

Курс рассчитан, прежде всего, на слушателей, уже имеющих базовые навыки работы на компьютере и знакомит с общей концепцией «электронного правительства», с Интернет-ресурсами федеральных и региональных органов власти. Слушатели учатся не только создавать свой «личный кабинет» на едином портале гос. услуг, но и получать с его помощью сами услуги.

Целевой аудиторией являются граждане из числа работников бюджетной сферы (образование, культура, здравоохранение); работников социальных служб; студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования; льготных категорий граждан (пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья, безработных, малообеспеченных и многодетных граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера).

Продолжительность обучения каждой группы слушателей составляет не менее 28 (двадцати восьми) академических часов.

Все слушатели курса на безвозмездной основе обеспечиваются учебно-методическим материалом, состоящим из программы курса, учебно-тематического плана, лекций, презентаций, практических работ, памяток, инфографик, пошаговых инструкций и других раздаточных материалов.

Качество знаний, полученных в ходе обучения, подтверждается итоговым тестом, который слушатели проходят по окончанию обучения. При успешной сдаче теста слушатель получает сертификат.

 

В 2017 году организация обучения жителей автономного округа по курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» проходила в рамках реализации мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы». 

На 1 ноября  2017 года обучение прошли 500 жителей автономного округа, в том числе 189 пенсионеров, 140 из которых – это неработающие пенсионеры, из них старше 65 лет – 44 человека, старше 70 лет – 19 человек.

                                            Распределение слушателей в разрезе городских округов                                                                               и муниципальных районов автономного округа

Обучение проходило во всех городских округах и муниципальных районах автономного округа, в том числе и в 20 труднодоступных населенных пунктах 6-ти муниципальных районах автономного округа, в которых обучение прошли 126 человек, из них:

Белоярский район – 20 чел. (г. Белоярский, поселок Сосновка); Березовский район – 30 чел. (поселки: Игрим, Приполярный, Саранпауль); Нижневартовский район – 17 чел. (поселки: Новоаганск, Большетархово, Варьеган, Ларьяк, Корлики);

Октябрьский район – 33 чел. (поселки: Комсомольский, Н.Нарыкары, Шеркалы, Чемаши, Талинка, Уньюган);

Сургутский район – 6 чел. (деревня Лямина);

Ханты-Мансийский район – 20 чел. (поселки: Горноправдинск, Кирпичный, Красноленинский).

                                                           Распределение слушателей по возрасту

Возрастной состав слушателей составил от 18 до 81 года. Большинство слушателей (233 чел.) старше 50 лет, что составило в процентном соотношении 46,6% от общего количества слушателей. В возрастной категории старше 70 лет (всего 19 чел.) были слушатели 80 лет и старше – это:

Шейкин Юрий Павлович 80 лет (Кондинский район п. Леуши);

Карлаш  Людмила Павловна 80 лет (Сургутский район п. Барсово); Мельникова Алевтина Михайловна 81 год (Советский район п. Алябьевский).

                                                        Гендерное распределение слушателей

Больший процент слушателей составили женщины – 85,8% (429 чел), а мужчины составили всего 14,2% (71 чел.)

                                                  Распределение слушателей по уровню образования

 

Уровень образования слушателей варьировался от начального до высшего. Почти половина слушателей (233 чел.) имели высшее образование, что составило 46,6% от общего числа слушателей. Среднее специальное образование имели немногим меньше слушателей – 32,2%  (161 чел.). Исходя из этого, можно сделать вывод, что граждане, имеющие высшее и среднее специальное образование имеют большую заинтересованность в повышении своего образования, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий.

                                               ​Распределение слушателей по социальным категориям

Желание граждан пройти курс обучения по «Эффективному использованию сервисов электронного правительства» связано с тем, что взаимодействие с представительствами органов власти составляет значительную часть нашей повседневной жизни (подача заявлений, получение справок, оплата налогов и другие аспекты). Перевод взаимодействия общества и государства в электронный формат сокращает время и облегчает способ получения информации или услуги, что вызывает «живой» интерес граждан к информационно-коммуникационным технологиям, придает  жизни новый смысл стать полноправными членами информационного общества, использовать его ресурсы в каждодневной жизни, а также получать качественную консультативную помощь.

В этой связи, целевой аудиторией  курса стали, как работники бюджетной сферы, так и граждане льготных категорий. Равные части долей по 38% разделили между собой работки бюджетной сферы (190 чел.) и пенсионеры (189 чел.). Из общего числа пенсионеров – неработающих пенсионеров больше – 28% (140 чел.), работающие пенсионеры составили 10% (49 чел.) Небольшой процентный разрыв имеется между студентами 8% (40 чел.) и работниками социальных служб 6% (31 чел.). Такие категории граждан, как инвалиды; многодетные и малообеспеченные граждане; безработные и представители коренных малочисленных народов Севера составили от 1,6% до 3,8% (всего 50 чел.).

Обучение проходило в специально оборудованных стационарных компьютерных классах, подключенных к сети Интернет. Большая часть классов располагалась в центрах общественного доступа, созданных на базе общедоступных библиотек и культурно-досуговых центров; а также в компьютерных классах центров социального обслуживания населения, образовательных организаций (колледжах и школах), иных учреждениях муниципальных образований автономного округа.

Обучение проводили подготовленные и сертифицированные преподаватели (тьюторы). Дополнительно в 2017 году сертификат преподавателя (тьютора) получили 56 человек. В период оказания услуг тьюторы получали информационную и консультационную поддержку.

В процессе обучения все слушатели  прошли процедуру регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/), а также создали свой «личный кабинет» на портале гос. услуг, научились получать услуги в электронном виде и узнали об особенностях работы «личного кабинета».

В процессе обучения слушатели научились получать в электронном виде такие услуги, как: оплата штрафов, услуг ЖКХ;  заполнение и подача электронных форм различных заявлений (например, на замену водительских прав); получение справок (например, об отсутствии судимости);  получение информации о состоянии лицевого счета в ПФР, о налоговой задолженности; регистрация транспортного средства, регистрация по месту жительства, запись ребенка в детский сад, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также получение услуги «установление пенсии» и многое другое.

В 2018 году обучение по данному курсу пройдут 500 жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Всего с 2012 года по настоящее время обучение прошли 10871 человек, из них 1894 пенсионера; 1162 студента; 6752 работников бюджетной сферы (образование, культура, медицина) и социальных служб, а также 1063 человека льготных категорий граждан автономного округа.

Курс дополнительного образования «Эффективное использование сервисов электронного правительства»

Скачать Учебную программу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» 2018 года.