Методические особенности обучения пожилых людей по проекту «Электронный гражданин»

Целевые группы проекта

К целевым группам проекта «Электронный гражданин» можно отнести:

  • Государственных и муниципальных cлужащих
  • Работников социального обеспечения
  • Военнослужащих, увольняющихся в запас
  • Людей, работающих на дому
  • Воспитанников детских домов
  • Безработных
  • Жителей отдаленных районов
  • Иммигрантов
  • Представителей коренных народов
  • Людей с ограниченными возможностями
  • Производственных рабочих
  • Пенсионеров

Организатор курса может самостоятельно выбирать ту целевую аудиторию, которую необходимо охватить в регионе в данный момент. Ясно одно: мы имеем дело со взрослыми людьми. Поэтому необходимо отметить некоторые моменты, которые облегчат вашу работу с группами. Небольшой экскурс в педагогику, и даже не совсем в педагогику, а в тот ее раздел который касается обучения взрослых людей и определяется как «андрагогика».

Особенности обучения взрослых людей

Работая со взрослой аудиторией, следует учитывать особенности протекания психических процессов данной категории обучающихся:

Внимание:

  • У взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем от 6 до 11, о чем следует помнить, подбирая материала.
  • Переключение с одного вида деятельности на другой происходит более продуктивно, если новое задание интересно для аудитории.
  • Концентрация внимания происходит успешнее, если используются приёмы поддержание эмоционального фона (юмор, афоризмы, крылатые слова), информация носит актуальный характер, а также, используются разные каналы восприятия.

Память:

  • При подаче нового материала, следует учитывать «эффект края» или «эффект первого впечатления», когда информация, прозвучавшая в начале и в конце объяснения запоминается лучше, чем та которая преподносится в середине изложения.
  • Следует помнить и о таком свойстве психики взрослого человека: запоминается лучше та информация, которая не имеет законченного действия, так называемый «эффект Зейгарник». Учеными был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым давали выполнять задания, и в определенный момент экспериментатор работу прерывал, якобы происходили случайные накладки, после окончания эксперимента, испытуемого просили назвать те задания, которые он выполнял. В результате оказалось, что работа, которая была прервана, запоминались в 2 раза лучше, чем та, которую удалось завершить.

Работоспособность:

  • Эффективность усвоения нового материала повышается, если он разбит на несколько занятий, каждое из которых длится не более 1,5 часов.
  • Следует учитывать этапы работоспособности взрослого человека: в начале тренинга до 20 минут, происходит «включаемость» в работу, поэтому материал должен быть достаточно облегчен для восприятия. Далее следует фаза максимальной работоспособности, которая длится 30 – 40 минут.

Последующие 30 минут происходит спад активности, внимание слабеет, запоминание происходит менее продуктивно. И последние 10 минут характеризуются истощением психических процессов, однако, помня об «эффекте края», на этом отрезке работы следует повторить все, изложенное на тренинге, что поможет лучшему запоминанию материала.

Работая со взрослой аудиторией вы должны помнить следующие вещи:

  • взрослому человеку – он обучающийся (а не обучаемый). В отличие от ребенка, взрослый человек приходит учиться сам (а не приводят за ручку родители). Обучающиеся в группе взрослые люди активны по своей сути, стремятся к знаниям и у них может сложиться дисбалланс с понятием «преподаватель» или «учитель», коего они представляют однозначно старше себя, очень солидным и всесторонне подкованным. Зачастую образ реального преподавателя не соответствует их внешним ожиданиям. Именно поэтому есть тенденция в группах взрослых людей использовать термин не «преподаватель», а «модератор». Это подчеркивает самостоятельность каждого члена группы,
а также дает преподавателю возможность маневрировать в средствах обучения.
  • взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
  • процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

Современная наука выделяет следующие основные принципы работы со взрослыми людьми:

  1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Во время занятия каждый слушатель должен сидеть за отдельным компьютером, самостоятельно производить все действия. Также мы рекомендуем выделять время вне занятия для самостоятельной тренировки.
  2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Процесс выполнения всех самостоятельных и домашних заданий разбирается и обсуждается в обязательном порядке.
  1. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. По виду деятельности, образования жизненной позиции ваши слушатели будут очень различаться. И все же наличие опыта заполнения различных бумажных бланков и заявлений весьма поможет при заполнении электронных анкет. А знание базовых принципов государственного устройства – поможет разобраться с представительствами властных структур в сети Интернет. Часто теоретическую часть занятия кто-то из слушателей сможет разъяснить лучше, чем преподаватель. Так дайте им (слушателям) такой шанс – и занятие пройдет интереснее.
  2. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Очень часто мы слышим от пожилых (да и не только!) относительно компьютеризации «а мне это уже не надо». Ваша задача – разъяснить и объяснить, почему все-таки НАДО, а для снятия боязни перед чем-то новым – напомните про то как еще не так давно «привыкали» к телевидению.
А к стиральным машинам? А к микроволновым печам? Удобные новшества входят в нашу жизнь для того чтоб ее облегчить и разнообразить.
  1. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. Т.к. ваши слушатели помимо текущих занятий имеют семьи, работу, определенные обязанности или другие увлечения – при планировании занятий и домашних заданий необходимо это учесть. Ну и…не ругаем за невыполненную «домашку», за опаздания или пропуск занятий, а стараемся компенсировать пробел на занятии и ищем «подход» к каждому индивидуально.
  2. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению. Довольно часто предварительные побуждения или мотивы («пришла с подругой», «позвала знакомая», «случайно услышала», «решил попробовать») не являются подлинной мотивацией к учебе, а отражают некие внутренние — подчас, негативные! — процессы (неудовлетворенность жизнью: стремление уйти от одиночества,
преодолеть стрессы от потери близких и спутников жизни; стремление самоутвердиться за счет других людей, т. к. в других сферах такой возможности не предоставляется; дефицит общения и т. д.). Стало быть, одна из важнейших предпосылок успешного обучения в пожилом возрасте — формирование мотивации к учебе, внутренней установки, характеризующейся осмысленностью позиции в обучении, определении задач, которые субъективно участник обучения сам ставит перед собой.
  1. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. На каждом занятии необходимо ставить акценты на том как полученные знания и умения применять на практике именно каждому из присутствующих! Можете подсказать вы, можете дать задание подумать им самим. Но практическое применение результатов обучения –обязательно.
  2. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Наш курс методически продуман, учебник дополняется заданиями из рабочей тетради. В завершении – слушатели проходят
тест. Ни один из компонентов курса не может рассматриваться автономно (например, многие спрашивают можно ли просто пройти тест). Мы отвечаем можно, но только не этот тест. В нашем курсе все рассматривается в комплексе. Даже если кто-то из слушателей считает себя «умеющим» - пусть послушает и позанимается. И найдется ряд вещей, о которых он и не знал…
  1. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Об этом уже говорилось. Все теоретические знания в нашем курсе сразу же подкрепляются практикой. И во время занятий, и в домашнем задании. Даже можно сказать что теории у нас минимально, а вот практики – максимально!
  2. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека. Задания в рабочей тетради имеют разную степень сложности, что поможет распределить и сами задания, и время занятий в зависимости от уровня знаний и способностей слушателей в группе.

Старшее поколение и особенности возраста

Для максимально эффективного достижения целей необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет несколько возрастных категорий: до 25 лет, от 25 до 45 лет, от 45 до 60 лет – это взрослое население. И далее идет категория «старшее поколение» - старше 60. В целом люди в возрасте между 60 и 74 называются пожилыми, 75 и старше — старыми и старше 90 лет — долгожителями.

Традиционно к людям старшего поколения относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этой функцией во многом определялся (и исчерпывался) статус пожилых людей в обществе. В современных условиях он претерпевает существенные изменения:

  • величение темпов научно-технического прогресса приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;
  • увеличение грамотности населения снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;
  • введение законодательно закрепленного пенсионного возраста ассоциируется с представлениями о снижении трудоспособности пожилого человека;
  • прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;
  • трансформацией структуры семьи приводит к разрыву традиционных межпоколенческих связей.

В связи с этим особое значение приобретает проблема социализации в пожилом возрасте.

Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

  • Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, исходя из стремления приносить пользу другим людям. Их отличает более выраженная вера в себя. В рамках этого типа социализации завязываются новые контакты, дружеские связи, появляются новые занятия, новые интересы и способности.
  • Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно успешного) мешает адекватному восприятию настоящего; тем самым, возможности для внутреннего развития снижаются, растет неудовлетворенность жизнью.

При планировании обучения мы ориентируемся именно на первый тип социализации. А вот при работе со слушателями второго типа нередко возникают сложности. И одна из таких сложностей – страх, боязнь компьютера.

О боязни компьютера.

Одна из ваших задач, особенно на первом этапе, и особенно при работе с возрастными категориями граждан – это снятия барьера, боязни компьютера – компьютерной тревожности. Давайте рассмотрим причины такого состояния.

  1. Человек не знает, что делать с компьютером, с чего начать. И из этого следует страх что-то не так сделать, сломать, повредить. С первых занятий мы акцентируем внимание слушателей на том, что не надо бояться сделать что-то не так.

Всю информацию можно восстановить, любые действия можно отменить. В крайнем случае – все решается путем переустановки системы, да и это совсем не страшно!

  1. Пугает множество незнакомой терминологии, новой информации, которую невозможно запомнить. Термины можно записывать, все запомнится само собой если будет практика. Наш девиз – больше практики!
  2. Страх казаться смешным, когда человеку кажется нелепым и абсурдным то, что он не может с первого раза понять что-то, сделать «по образцу». Именно для этого мы и рекомендуем максимум практики и возможность самостоятельных дополнительных занятий. Потренировавшись, слушатели поймут что у них все получается и перестанут бояться.
  3. Ощущение дефицита времени, и в связи с этим – ощущение того что за маленький промежуток времени работать на компьютере не научишься, а больше времени и нет. Раз человек записался на наши занятия – значит он готов потратить те 30 часов которые заложены курсом на изучение компьютера. Этого достаточно на первом этапе. А далее –по необходимости, вполне можно продолжать практиковаться в свободное время, даже если его мало.
  1. Люди, не имеющие склонности к точным наукам, часто считают, что компьютер освоить они тоже не смогут. Тут тоже поможет практика. Ведь только на практике можно понять, что компьютер поможет восполнить и пробелы в любых науках (путем поиска информации, таблиц, автоматических подсчетов и прочего), так и в любой другой области (Википедия, функции поиска информации).
  2. Уверенность в том, что компьютер может стать причиной ухудшения здоровья (зрение, осанка, излучения…). Компьютер станет причиной ухудшения здоровья если его использовать нерегулируемо и безконтрольно. Это как во всем: в спорте, в науке… Для глаз существуют комплексы зрительной гимнастики, осанка и сидячий образ деятельности корректируется небольшими перерывами и разминками. Да и взрослый человек чувствуя усталость всегда может закрыть компьютер и переключиться на что-то другое!

Стереотипы

Процесс обучения пожилых людей порой сильно тормозят и стереотипы, сложившиеся в обществе. Они сильно влияют на психологию учащихся и нередко становятся более сильными барьерами

чем боязнь компьютера и других технических средств. «Переработка» и разрушение стереотипов в процессе занятий способствует выработке адекватного отношения пожилых студентов к возникающим барьерам в обучении.

  • пенсионеры-«потребители», общество вынуждено их содержать. Когда пожилые люди в процессе обучения начинают понимать собственные ресурсы, им становится доступным активное и творческое преобразование и изменение жизни в местном сообществе. Они могут быть активными мудрыми помощниками властей; когда власти хотят их услышать, тогда пожилые из оппонентов и безотчетных «противников» превращаются в союзников тех, от кого зависят решения.
  • пожилые люди могут мыслить только в категориях «вчера» и «сегодня». В массовом сознании прижился термин «доживание», «возраст дожития» - все это негативно влияют и на мироощущение самих пожилых людей. Поскольку будущее «не для нас», то и обсуждать его, строить планы — а, следовательно, развиваться, создавать новое — не стоит. Блокируя позитивный настрой, общество может создавать дополнительные
барьеры в обучении. Задача преподавателя – убедить слушателей в перспективе, в том, что будущее есть и к нему надо стремиться, не отставая от прогресса. Надо быть всегда «в теме» и в курсе технологий.
  • существуют щекотливые темы, которые не принято обсуждать с пожилыми. К ним относятся темы денег, смерти и др. Между тем, открытый доверительный разговор, групповая работа практически над любой темой оказывают реальную помощь и поддержку.
  • пожилые люди способны только на «самодеятельность», развитие навыков в новых сферах деятельности невозможно довести до уровня профессионального мастерства. В этом подходе кроется ряд существенных опасностей. Во-первых, нарушается важнейший принцип уважения, подменяемый снисходительностью и высокомерием. Во-вторых, заранее отрицается настрой на достижение высокого результата. Практика показывает, что как в области искусства и творчества, так и в области технологий даже в зрелом возрасте возможно добиться очень хороших результатов, открыть «скрытые» способности организма. Что касается достижений в области информационных технологий – тут возраст совсем не помеха!

Названные проблемы требуют внимания со стороны преподавателя. Применяемые интерактивные методы и принципы обучения позволяют отчасти снимать их, но все эти помехи должны осознаваться преподавателем как одна из особенностей пожилых людей в процессе обучения. Только тогда с учениками можно работать и преодолевать возникающие барьеры.

Особенности восприятия информации пожилыми слушателями

Учиться – значит:

  • воспринимать некую информацию (о чем идет речь?)
  • анализировать информацию (почему это происходит? какова связь между явлениями?)
  • решать вопрос о применении полученных знаний (что из этого следует? как эти знания связаны с практикой?)

Исследования в области психологии обучения показывают, что во время занятий необходимо воздействовать, насколько это возможно, на все органы чувств учащихся, чтобы улучшить их восприятие и запоминание информации. Знаменитый афоризм Конфуция звучит так:

«Я слышу — и я забываю,

я вижу — и я запоминаю,

я делаю — и я понимаю».

Учеными доказано, что восприятие и запоминание информации распределяется следующим образом:

10% — при чтении;

20% — на слух;

30% — визуально (зрительно);

40% — на слух и визуально одновременно;

60% — при устном обсуждении темы;

80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы;

90% — при самостоятельном обнаружении проблемы и поиске решения.

Восприятие является инструментом мозга любого живого существа для наиболее полного контакта с окружающим миром.

Благодаря пяти способам восприятия — зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию — мозг получает информацию о внешнем мире. Для этого предназначены пять органов чувств: глаза, уши, язык, нос и кожа.

Органы чувств вполне детально изучены. Однако их роль в образовательной деятельности пожилых людей заслуживает особого внимания.

Зрение и слух считаются важнейшими каналами получения данных об окружающем мире. На их «работу» рассчитана любая деятельность, связанная с получением новой информации, овладением умениями, приобретением новых ценностей. Если они повреждены, то, как правило, требуется привлечение специалистов-медиков. Но даже если речь идет о пожилых людях с нормальной работой этих органов чувств, нельзя рассчитывать на их работу на 100% — следует задействовать и другие источники: вкус, обоняние и осязание. Касаемо нашей тематики, вкус и обоняние мы вряд ли сможем задействовать…ну если только введением «чайных пауз» для снятия нагрузки. А вот осязание – очень важно для нас, т.к. именно этот способ восприятия информации нам понадобится при работе с мышью и клавиатурой.

Пожилые люди имеют более высокий порог чувствительности, то есть требуется более сильное раздражение кожи, чтобы его почувствовать. С возрастом уменьшается также чувствительность к температуре предметов и силе вибрации. Объясняется это снижением количества сенсоров осязания в кожном покрове пожилого человека. Отсюда вытекает сложность почувствовать движение мышки, способы управления ею.

Пожилым людям требуется намного больше времени на то чтобы научиться быстро печатать тексты (мы кстати рекомендуем приобрести одну из многочисленных программ для обучение печати на клавиатуре. Это конечно, на усмотрение слушателей, но тренировки нужны усиленные.

Немаловажный момент касаемо осязания и тактильной памяти. По опыту – если в группе имеются слушатели, умеющие играть на музыкальных инструментах, особенно на фортепиано – можно провести аналогию с компьютерной клавиатурой. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы каждый палец отвечал за определенную зону клавиатуры. При печати мы начинаем работать не 1-2 пальцами, а всеми! Если к такому способу привыкнуть – процедура набора текстов пойдет намного быстрее. Да и пальчикам – хорошая зарядка.

Работа в группах

Наши занятия проводятся в группах. Рассмотрим теоретическую и практическую составляющую работы в группах нашей специфики.

Группа — социальная единица, состоящая из ограниченного числа индивидуумов, взаимодействующих друг с другом с определенной целью, по определенному типу взаимоотношений и в

течение определенного интервала времени.

Понятие группы характеризуется пятью основными признаками:

  • взаимодействие участников группы;
  • наличие групповых целей (удовлетворение социоэмоциональных потребностей или потребностей в выполнении определенной задачи);
  • наличие определенной структуры;
  • существование в течение некоторого промежутка времени;
  • наличие ограниченного числа участников, допускающего общение и взаимодействие между ними.

Группа — это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как временное объединение, имеющее общую цель. В групповых отношениях в целом необходимо различать функциональный, эмоциональный, коммуникативный и иерархический аспекты.

  • Функциональные отношения: взаимная зависимость в деятельности — например, разделение труда при выполнении групповых заданий.
  • Эмоциональные отношения: личные отношения, предпочтения, симпатии и антипатии, которые

складываются в процессе общей работы.

  • Коммуникационные отношения: здесь прослеживаются способы и пути передачи информации между участниками группы.
  • Иерархические аспекты: формальные отношения, отражающие структуру подчинения. Для групповой работы с пожилыми они менее актуальны, чем в сфере производства. Вместе с тем, некоторые участники берут на себя функции неформального руководства. Преподавателю в такой ситуации следует осторожно и внимательно наблюдать за работой группы, предлагая другим участникам быть более активными (участвовать в презентации итогов групповой работы, например).

Показатель эффективной работы группы — способность определять цели и успешно действовать с целью их достижения. Мотивация и интересы пожилых участников могут существенно отличаться от общей цели. Готовность участников принять общую цель зависит от ряда обстоятельств, в частности:

  • от того, насколько привлекательна цель;
  • от того, насколько вероятно достижение цели;
  • от того, насколько велик риск неудачи;
  • от того, доставит ли достигнутая цель удовлетворение, удовольствие;
  • от того, насколько участники внутренне принимают друг друга.

В связи с этим до того, как группа перейдет к непосредственному выполнению задания (постановка цели, принятие решение, действия) руководителю следует провести несколько упражнений. Они могут быть непродолжительными по времени, в шутливой форме, однако они дадут участникам важный опыт взаимодействия в данном коллективе, помогут быть ближе друг к другу и раскрепостят слушателей. Можно для этого рекомендовать как двигательные упражнения (например, передача воздушного шарика из рук в руки с целью не уронить на пол), так и умственные тренировки (например, каждый слушатель пишет на листке бумажки 3 фразы-формулировки цели предстоящего занятия. Преподаватель собирает эти бумажки, проводит занятие, и примерно за 5 минут до конца урока на доску выписывает в столбик эти цели, избегая дублирования. Можно подвести итог вместе с группой – оправдались ли ожидания).

Специалисту, работающему с группой пожилых людей, необходимо иметь представление об этапах развития группы. При этом следует сказать, что не все группы и не всегда проходят все этапы развития. Это зависит от конкретного состава участников, от длительности обучающего мероприятия,

от восприятия участниками предлагаемых заданий и упражнений, и, наконец, от предыдущего опыта участия в групповой деятельности и его оценки.

  1. Формирование группы. Участники стремятся удовлетворить свою потребность в принадлежности к группе. Отношения между ними поверхностны, нестабильны, участники осторожно выбирают место (в помещении), привыкают к обстановке, постепенно завязывают контакты. На этом этапе происходит «настройка» на сотрудничество.
  2. Фаза конфликта. У слушателей начинает проявляться индивидуальность: кто-то более активен, кто-то молчалив. Тот, кто быстро воспринимает информацию и овладевает навыками – начинает делать замечания тем кто более медлителен. Отношения могут слегка обостряться, возникают небольшие противоречия. В этой фазе необходимо (по возможности) обсудить болевые точки и попытаться направить напряжение в другое русло. Если фаза конфликта пройдена успешно, то можно говорить о появлении сотрудничества и солидарности.
  3. Солидарность. В отличие от сотрудничества солидарность сопровождается позитивным эмоциональным настроем,

слушателям нравится работать вместе или просто находиться вместе, появляются еще более глубокие привязанности и симпатии. Эту фазу характеризуют открытость, доверительные отношения, внимание к точке зрения каждого участника.

  1. Сотрудничество. Эта фаза отличается взаимным интересом участников друг к другу; становятся ценными способности каждого. Ценной становится сама возможность быть вместе и возможность каждого участника внести лепту в общее дело, и тем самым совместно прийти к поставленной цели. Участники ищут не только возможности продолжения работы именно в таком составе, но и возможности неформального общения вне групповых занятий.

Каждый пожилой участник группы — носитель нескольких социальных ролей (пенсионер, бабушка, мать, член общественного объединения, ветеранской организации и т. д.). Роль, которую человек берет на себя в данной группе — это система действий, одобряемая нормами. Кроме того, каждый человек в данной конкретной группе берет на себя конкретную роль, которая выражается в определенной поведенческой модели.

Свою роль и роли партнеров люди воспринимают по-разному, поэтому предъявляют разные требования друг к другу. Если представления оказываются диаметрально противоположными, может возникнуть конфликтная ситуация. Психологи и социологи выделяют более-менее устойчивые роли. В частности, среди тех участников, действия которых направлены на решение проблемы, можно встретить «инициатора», «собирателя информации», «координатора», «технического исполнителя». К участникам, которые способствуют продвижению к цели, относятся такие роли как «гармонизатор», «искатель компромиссов», «попутчик». В группе встречаются участники, которые не заинтересованы в сотрудничестве. Они могут формально соглашаться с поставленными целями, но на деле выступают как «агрессор», «блокатор идей», «хвастун», «болтун», «клоун», «командир». Понятно, что названные роли достаточно условны, и далеко не все и не всегда представлены в групповой работе. Ролевое поведение отчасти «защищает» человека: за «маской» роли он подсознательно пытается скрыть какие-то негативные эмоции, переживаемый стресс. Далеко не все роли однозначно объяснимы. Вместе с тем, очевидно, что происходящее в группе неслучайно, не происходит стихийно. Проблема для руководителя состоит в том, что не всегда можно

проследить динамику развития ролевых отношений. Часто преподаватель настроен нацелен на предмет обсуждения, на план занятия. Он не всегда оперативно замечает процесс взаимодействия слушателей между собой. В то время как это важный фактор для дальнейшего продуктивного обучения в данной группе.

Учебный процесс

Мы взяли за основу классно-урочную систему. Но несмотря на стандартный график и одну и ту же программу для всех групп (что определяется спецификой курса «Электронный гражданин», каждое образовательное мероприятие уникально. Состав конкретной группы, новые условия и обстоятельства (в том числе и внешние по отношению к тематике занятия) создают неповторимость каждого занятия. Вместе с тем, независимо от времени проведения, состава и количества участников, тематики и предмета изучения мероприятие строится по законам, диктуемым принципами образования взрослых и пожилых людей. Урок всегда включает в себя необходимые этапы работы, о которых пойдет речь ниже.

В зависимости от целей и продолжительности урока, фазы могут быть совсем небольшими, однако даже в условиях дефицита времени не следует

пренебрегать значением каждой из них.

Каждый этап образовательного мероприятия имеет свое значение и нюансы, выполняет свои функции, и поэтому предполагает использование определенных активных методов работы. В качестве предварительных замечаний об использовании этих методов работы со взрослыми заметим следующее:

  1. Не существует универсальных активных методов обучения, одинаково подходящих для любой группы взрослых. Почти каждый из методов (а также учебную задачу, группу, сегодняшние условия) можно изменять и творчески адаптировать к конкретной цели именно для данного урока.
  2. При выборе тех или иных активных методов обучения преподавателю следует постоянно задавать себе следующие вопросы:
    • Будет ли у обучающихся возможность самостоятельного поиска решения?
    • Будет ли совместная деятельность способствовать самоопределению и самореализации каждого из участников?
    • Насколько близки процессы обучения к реальной жизненной ситуации, поведению человека, где он сам принимает решения и эмоционально переживает результат?
    • Будет ли у обучающихся возможность общения и сотрудничества с другими участниками группы?
    • Каким образом разделить участников на мини-группы, чтобы работа была максимально эффективной?
    • Будут ли у обучающихся поддерживаться в процессе обучения чувства собственного достоинства и безопасности, самоуважение, необходимость опоры на достижения, жизненный и профессиональный опыт?
  1. В любой ситуации преподавателю стоит выбирать те методы обучения, которые лично ему близки и симпатичны.

Итак, в структуре образовательного мероприятия выделаются следующие фазы групповой работы:

  1. Знакомство. На этом этапе работы участникам необходимо в спокойной и непринужденной обстановке раскрепоститься, настроиться на творческую продуктивную работу. Для этого нужно в первую очередь, чтобы участники познакомились, могли обращаться друг к другу по именам (часто для этого используют бэджи с именами – ведь очень сложно сразу запомнить друг друга).

Возможно проведение коротеньких мини-игр, мини-опросников, упражнений, помогающих расслабиться и успокоиться. Цель данного этапа - доверительная теплая атмосфера, что позволяет в дальнейшем надеяться на активное участие всех членов группы в учебном процессе.

  1. Выяснение ожиданий. Этап представления и обсуждения программы, выработки правил работы в группе. Участие в образовательном процессе предполагает систематические и довольно продолжительные встречи участников. Для того чтобы каждый из участников чувствовал себя уверенно, в самом начале обучения необходимо договориться о «правилах игры», то есть о тех «законах», которые помогут сделать процесс обучения осмысленным и комфортным. Традиционно этот этап ограничивается тем, что преподаватель в императивной, не терпящей возражения форме, излагает свои представления о том, каким ему представляется это свод «законов» (не опаздывать, не болтать, вопросы задавать в конце занятия и т.д.). Но если эти же правила будут выработаны членами группы совместно – это будет результативнее и интереснее. Ведь если слушатели пришли на занятие – они предполагают определенное поведение, нормы взаимодействия.

Как правило, этот этап совмещается с представлением программы и формами контроля.

  1. Вхождение в тему. Новая тема занятия может показаться слишком трудной, неизвестной и даже пугающей, что может вызвать, особенно во взрослой аудитории, своеобразную блокировку восприятия, снизить активность и уровень внимания. Для того чтобы этого не произошло, необходимо создать ситуацию, когда новое знание каким-то образом соотносится с уже имеющимся опытом. Эта короткая по продолжительности фаза позволяет активизировать внимание группы, создать атмосферу доверия, сделать восприятие нового более адекватным и продуктивным.
  2. Передача и проработка информации. Традиционно информация передается в виде доклада или сообщения ведущего, часто участники записывают под диктовку ведущего, конспектируют его слова. В такой ситуации участники чаще всего оказываются в пассивной позиции, предполагающей не осмысление информации, а лишь ее воспроизведение. В нашем случае одной теорией обойтись невозможно. И это хорошо. Подкрепление теории практическими действиями сразу же повышает интерес и делает восприятие материала живым и

нескучным. Также психологически действия на компьютере запомнятся лучше, чем сухая подача теории под запись.

  1. Обратная связь. Важнейший этап работы, когда участникам представляется возможность оценить проделанный путь обучения, осмыслить достижения и результаты. Обычно обратная связь выражается либо в проведении ряда оценочных работ (в нашем случае это задания из рабочей тетради), либо в устном опросе слушателей по тематике пройденного. Важно сравнить ситуацию, которая была в начале обучения, с ситуацией на различных этапах курса (например эти этапы можно разделить соответственно главам учебника). Преподаватель сможет понять, насколько группа продвинулась вперед, насколько она удовлетворена результатами. Подведение итогов важно для преподавателя, поскольку позволяет получить достоверную информацию для анализа и последующей корректировки курса.
  2. Разминки — упражнения, предназначенные для разрядки, переключения внимания, создания благоприятной дружелюбной атмосферы. Особенно они важны в группе пожилых людей с ограниченными возможностями и в смешанных группах. При организации разминок необходимо учесть особенности данной группы, не предлагать

тех заданий, которые могут нести угрозу здоровью или требовать дополнительных усилий.

При проведении занятий мы рекомендуем учитывать следующие моменты, которые важны для пожилых участников учебного процесса.

  1. Ориентация на потребности. В начале курса обучающиеся должны самостоятельно постараться сформулировать, для чего они пришли на занятия и чему они хотят научиться. Пожилые участники приходят на один и тот же курс с разными потребностями и опытом, с разными ожиданиями. Определение собственных целей дает возможность преодолеть недоразумения, принять соответствующие решения, заранее договориться о правилах и условиях. При индивидуальной работе с каждым слушателем преподаватель в дальнейшем обязательно должен акцентировать внимание на то, что предлагаемый материал как раз и послужит очередной ступенькой к заветной цели каждого.
  2. Безопасность в окружении и в процессе. Исходя из состава группы, преподаватель должен предусмотреть и предугадать, от кого из участников что можно ожидать. И постараться избежать на занятии ситуаций, когда кто-либо окажется в дискомфортном или затруднительном

положении. Если с детьми иногда играет на руку момент «не сделал домашнее задание – иди к доске и отвечай», то с пожилыми людьми надо взаимодействовать максимально корректно, все проблемы и затруднения решать максимально индивидуально, не вынося недостатки на всеобщее обозрение в надежде «будет стыдно – начнет учиться». Этот принцип тесно связан с другим — уважением к участникам, к их мнениям и предпочтениям. При этом процесс обучения содержит определенный «вызов»: участники сталкиваются с новыми идеями, отношениями, опытом. Новая информация должна быть дозирована, необходимо учитывать потребности и ресурсы, надежды и опасения каждого. Ощущение безопасности проявляется и внешне — когда люди расслаблены, улыбаются, свободно говорят между собой. Определенное соотношение видов деятельности тоже рождает чувство доверия. Наиболее трудные виды деятельности используются только со «страховкой» (возможностью при случае изменить задание на более простое, разделить его на несколько этапов, иметь в запасе достаточно времени для повтора, дополнительных вопросов и саморефлексии). Похвала — один из важнейших приемов поддержания чувства безопасности. Учитывая

что многим очень недостает дома внимание и доброго теплого отношения – постарайтесь создать в группе атмосферу теплоты и взаимопонимания. Для пожилых людей это очень важно.

  1. Диалог — центральный инструмент в обучении взрослых. Обучение всегда строится и протекает в диалоге, где слово, понимаемое в самом широком смысле, объединяет людей. Взрослые люди имеют достаточно жизненного опыта, чтобы вступать в диалог с любым учителем о любом предмете и получать новые знания и умения, а также опыт новых отношений на основе жизненного опыта. Диалог должен происходить не только у учителя с учеником, но и между учениками. Иногда перерастая в бурную дискуссию. Существует известная фраза о том, что «В споре рождается истина». Так вот психологи утверждают, что истина рождается не в споре, а в диалоге.
  2. Последовательность в содержании и в изложении. Последовательность означает планирование обучения таким образом, чтобы идти от простого к сложному, от теории к практике, от показа к действию ученика. Если присутствует испуг, конфуз, действия без удовольствия, нужно менять задание: проще его

формулировать, более тщательно объяснять. Закрепление результата — тренировка и повторение в разных формах, ложны повторяться до тех пор, пока материал не будет полностью усвоен. Основную информацию, ключевые положения, результаты работы необходимо фиксировать на бумаге, поскольку это способствует лучшему осмыслению и запоминанию, а также дает возможность обращаться к записям при необходимости. Записи можно делать на полях учебников или рабочих тетрадей, или в разделе рабочей тетради «Для заметок».
  1. Обучение действием. Наиболее эффективным оказывается обучение, построенное на самостоятельном формулировании проблемы и последующем поиске наиболее эффективного решения. Слушатели могут применить собственный опыт и проверить правильность собственных умозаключений. Важно при этом осмысление каждого сделанного шага и осознания того что каждый такой шаг продвигает слушателя вперед.
  2. Уважение к слушателям как к людям, принимающим решение. Фактически уважение означает признание того, что взрослые во многом могут принимать решения сами — не только в личной жизни, но и при разработке программы обучения. В связи с этим закономерен вопрос: что

можно было сделать иначе? Какие вопросы остались невыясненными? Такой подход допускает и приветствует критику, положительные изменения и дополнения, а значит, превращает обучение в открытую систему, адекватно и гибко реагирующую на потребности личности и группы. При этом слушатели должны чувствовать разницу между предложением и решением, которое, в конечном счете, так же, как и ответственность, остается за ведущим. Осознание значимости своей роли в процессе создания курса обучения способствует мотивации, стимулирует творчество.

  1. Воздействие на сознание, чувства. Независимо от темы занятия необходимо апеллировать к положительным чувствам, акцентировать внимание на них, создавать общий положительный фон в процессе обучения. Любые негативные эмоции «блокируют» интеллектуальную сферу, затрудняют процесс восприятия нового. Известно, что человек редко может удерживать внимание на одинаково высоком уровне больше определенного времени (по некоторым исследованиям, не больше 15 мин), поэтому необходимо чередовать виды деятельности и темп, чаще переходить от теории к практике, проводить двигательные разминки,

разряжать обстановку шутками или поучительными истории. Любые данные, ключевые положения и идеи, а также результаты работы следует фиксировать на бумаге (а преподавателю желательно фиксировать на доске или флипчарте).

  1. Вовлечение обучающихся в то, что они изучают. Преподаватель должен демонстрировать чувство любопытства, интереса не только к предмету изучения, но и к участникам. Не следует говорить того, что члены группы могут сказать сами, поскольку это является одним из способов активного вовлечения слушателей в процесс. Обращение к жизненному и профессиональному опыту закрепляет знание, делает его осмысленным, более «актуализированным», приближенным к жизни. Преподавателю нежелательно диктовать, говорить назидательным тоном – это заставляет слушателей чувствовать себя дезориентированными, ничего не знающими, полными профанами. В то время как перед вами – люди с большим жизненным и профессиональным опытом. Взрослые не принимают пренебрежения к их собственному опыту.
  2. Необходимость оценивать («считать») результаты обучения. Приглашение слушателей

на определенный курс обучения (в данном случае это курс «Электронный гражданин») предполагает ответственность организаторов обучающего курса за результат обучения. Значит, оценка предполагает отчетность перед обучающимися. В первую очередь преподаватель должен регулярно показывать слушателям чему они научились. Это можно делать путем выполнения определенных заданий, с акцентом на результат: «Раньше вы этого не умели, а теперь с легкостью справились». С другой стороны, взяв на себя задачу обучения, пожилой человек берет на себя ответственность — перед самим собой, возможно перед своими родственниками и знакомыми — в том, что полученные знания можно немедленно испытывать на практике, показать окружающим результат обучения.

В заключении, необходимо понять, что несмотря на разработанную методику, четко обозначенные рамки изучаемого материала (Учебный план) и готовые учебные материалы, ответственность за результат обучения несет преподаватель. Потому что именно личность, харизма, находчивость и творческий подход преподавателя к своей работе, изучение состава группы и учет всех аспектов учебного процесса являются залогом успеха. Каждая новая

группа – это новая жизнь, новая история, необходимость начать все сначала.

Скорее всего, у вас не будет возможности набрать группы с четкими возрастными рамками. И по опыту работы, группы получаются разношерстные. Поэтому еще на уровне списков, ваша задача – произвести условное разделение слушателей, и строить деятельность таким образом, чтобы учитывать специфику по возрастам, интересам, опыту. Тем, кто быстрее схватят материал – дайте побольше индивидуальных самостоятельных практических заданий во время урока, и при хороших результатах освободите их от домашних заданий. Те, кто помедленнее вникают в темы – требуют неоднократного повторения и большей практики. Дайте им возможность и проговорить теорию, и опробовать практические аспекты не только во время занятий, но и по возможности – в назначенные дополнительные часы для индивидуальных занятий и тренировок своих навыков.

Рекомендованная нами форма занятий – стандартная классно-урочная система. Но мы всегда советуем организаторам обучения помимо отведенных на курс часов очных занятий, предусмотреть дополнительное время (после урока или в другое время) для самостоятельных занятий тем слушателям, которые не имеют возможности

заниматься дома, и которые медленно усваивают материал. Ведь часто для закрепления материала человеку нужно сесть и самостоятельно, медленно, спокойно, несколько раз проделать то чему обучали на уроке.




Мы надеемся, что обучение пройдет успешно, и желаем удачи преподавателям и слушателям курса «Электронный гражданин».

Список литературы:

  1. Практический курс 1 «Методы активации и мотивации пожилых людей для участия в жизни общества». Разработчик Ольга Агапова. В рамках проекта «Tollas-к активному обществу в любом возрасте»
  2. «Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых». В.А. Дресвянников
  3. Андрагогика – искусство и наука обучения взрослых. Публикация на ресурсе Neuch.org (Современное образование) от 21.06.2012г.
  4. Ресурс Wikipedia.ru
  5. Статья «Психологические особенности взрослых», ресурс www.grandars.ru
  6. «Особенности обучения пожилых людей» Г.Б.Кошарная, Е.В.Щанина