31  /  37

Интернет-банкинг

Интернет-банк – это система удаленного доступа к управлению своими счетами через Интернет на сайте банка. Это виртуальное общение с банком, через сайт в интерактивном режиме. Для работы в ней необходимо подключение этой услуги в офисе банка или по телефону и наличие компьютера с выходом в Интернет. Подключение и обслуживание в этих системах, как правило, бесплатное. Клиент оплачивает только стандартные банковские комиссии за проведение платежей.

В виртуальном офисе банка можно совершать разнообразные операции – список услуг практически тот же, что и в любом реальном отделении. Исключения составляют лишь операции с наличными и операции, связанные с проверкой документов.

В целом подобные системы могут позволять:

  • проверить состояние счета и получить выписку за любой промежуток времени, делать переводы на счета юридических и физических лиц;
  • переводить деньги между своими счетами, а также осуществлять перевод между счетами в разной валюте в режиме онлайн;
  • производить оплату кредита (осуществив перевод с текущего счета), посмотреть список операций по кредитной карте и др.

Есть также ряд специальных услуг – например, срочный депозит. Клиент имеет возможность в режиме онлайн выбрать вид и сумму, валюту депозита, а также счет для зачисления процентов. После этого срочный депозит будет открыт, причем пользователю даже не понадобится ехать в отделение банка.

С помощью интернет-банков можно оплатить:

  • коммунальные платежи;
  • услуги операторов связи (мобильный телефон, стационарная связь);
  • Интернет и коммерческое телевидение;
  • страховые взносы;
  • налоги;
  • штрафы за нарушение ПДД, госпошлины и др.

Для удобства использования и обеспечения оперативного доступа к регулярным платежам возможно создание шаблонов для этих платежей или переводов. Для межбанковских переводов удобна такая подсказка: после ввода БИК (банковского идентификационного кода) банка – получателя платежа все остальные его данные заполняются автоматически. В некоторых системах можно настроить автоматическое проведение регулярных платежей или отложенный платеж, например до поступления средств на счет. Если вы допустили ошибку в реквизитах, вводя данные платежа, то исправить ошибку и направить зависшие деньги по верному пути можно, только посетив банк.

Все системы интернет-банкинга работают по одинаковому принципу. С клиентом заключается договор, после чего ему дают логин и пароль, с помощью которых можно войти на сайте банка в свой личный кабинет. Там заполняются параметры платежа (ФИО, номер договора на обслуживание, код коммунального платежа и т. п.) и указывается требуемая сумма. Никаких специальных навыков не нужно.

Самые очевидные преимущества – интернет-банкинг позволяет управлять своими счетами из любого места круглосуточно. Кроме этого, большинство операций в Интернете осуществляется мгновенно, и комиссии по многим операциям в интернет-банке ниже, чем при визите в отделение банка.

Безопасность

Эксперты утверждают, что в настоящее время клиенты интернет-банкинга рискуют не больше владельцев карточек, пользующихся банкоматами или терминалами. Прежде чем получить доступ к системе, любой клиент проходит идентификацию (авторизацию) и аутентификацию. Безопасность достигается, как правило, с помощью пароля, контрольного вопроса, электронной подписи (аналог обычной, представляет собой известный только пользователю набор цифр). Существуют также переменные коды и карты доступа, страхующие компьютеры клиентов от вирусов.

Банки настоятельно рекомендуют клиентам просматривать счета и совершать операции только с личного компьютера, поскольку при выходе в Интернет с чужого компьютера возрастают риски утраты конфиденциальной информации.

На сегодняшний день самая распространенная мошенническая схема, приносящая громадные убытки банкам – это фишинг. Фишеры делают массовую рассылку якобы от службы безопасности банков, в которых содержится просьба пройти авторизацию на сайте. Интернет-ресурс, на который ведет ссылка, в точности копирует дизайн сайта банка, а адрес сайта отличается от оригинала на 1-2 символа. Таким образом, конфиденциальная информация попадает к злоумышленникам, а средства исчезают со счетов. Пока что возмещение убытков от деятельности фишеров лежит на банках.

Мобильный банкинг

Мобильный банкинг – управление банковским счетом с помощью планшетного компьютера, смартфона или обычного телефона. Как правило, для этого на мобильное устройство необходимо загрузить специальное мобильное приложение.

В большинстве случаев для совершения банковских операций требуется доступ в Интернет. Реже транзакции осуществляются с помощью отправки СМС-сообщений. Можно отметить, что ранее, до того как смартфоны получили широкое распространение, именно СМС-банкинг считался мобильным банкингом.

В настоящее время приложения для мобильного банкинга – это приложения для интернет-банкинга с урезанным функционалом, адаптированные под небольшие экраны смартфонов и под операционные системы, устанавливаемые в мобильных устройствах. В будущем мобильный банкинг обещает быть, напротив, более функциональным, чем обычный интернет-банкинг, поскольку мобильные устройства позволяют с удобством для клиента использовать технологии голосовой идентификации, создавать шаблоны платежей с помощью встроенной в телефон камеры и т. д.

Одну из самых продвинутых систем мобильного банкинга разрабатывает Сбербанк России, который заявил о том, что готовит приложения для 30 тыс. мобильных устройств с учетом всех технологических особенностей телефонов и смартфонов – наличия функциональных кнопок, размера экрана и т. д.

На сегодняшний день банки выпускают приложения для мобильного банкинга, ориентированные на мобильные устройства, работающие под управлением операционных систем iOS и Андроид.

Меры безопасности при использовании мобильного банка:

  • При потере мобильного телефона Вам следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в Контактный Центр Банка для блокировки услуги «Мобильный банк».
  • При смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», Вам необходимо отключить услугу «Мобильный банк» от старого номера телефона и подключить услугу на новый номер. Помните, что операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, если он будет неактивным длительное время.
  • Будьте внимательны – не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль, данная возможность доступна для любых современных моделей телефонов/смартфонов.
  • Не подключайте к услуге «Мобильный банк» телефоны, которые вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к вам обратились от имени сотрудников банка.
  • При установке на телефон дополнительных программ обращайте внимание на полномочия, которые необходимы программе. Если программе требуются излишние полномочия это повод проявить настороженность (доступ и отправка SMS, доступ к Интернет и др.).
  • Установите на телефон антивирусное ПО и своевременно его обновляйте. Для платформы Андроид рекомендуем бесплатные приложения DrWeb for Андроид Light и Kaspersky Internet Security for Андроид (доступно для загрузки из Google Play).
  • При внезапном прекращении работы SIM-карты необходимо обратиться к оператору сотовой связи за уточнением причин – в отношении вас возможно проведение мошеннических действий третьими лицами.
  • Не взламывайте телефон (например, через Jailbreaking), так как это отключает защитные механизмы, заложенные производителем. В результате ваш телефон становится уязвимым к заражению вирусным ПО.
  • Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/обновления безопасности, пришедшие по SMS/электронной почте, в том числе от имени банка.
  • Отключайте в настройках вашего iPhone возможность использовать голосовое управление Siri на заблокированном экране.

При подозрении, что от вашего имени осуществляются несанкционированные вами операции, банк по своей инициативе может временно заблокировать услугу «Мобильный Банк». Для возобновления потребуется связаться с банком и подтвердить легитимность подключения и сделанных операций.



 Лекция 6.1. Электронные деньги | Описание курса | Лекция 6.3. Интернет-магазины