9  /  37

Последнее время, с активным развитием информационных технологий, мы все чаще слышим об электронном правительстве. Однако пока далеко не все четко представляют себе, о чем идет речь, что такое электронное правительство.

Электронное правительство подразумевает эффективное использование телекоммуникационных технологий, и, в первую очередь, сети Интернет для улучшения взаимоотношений и развития связей между органами власти и гражданами. Википедия (интернет-энциклопедия) определяет электронное правительство как «способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии».

Таким образом, появляются новые возможности для управления государством, создаваемые с помощью информационных технологий в работе органов власти на благо граждан, бизнеса и самих органов власти.

Электронное правительство можно рассматривать в двух составляющих:

  • взаимоотношения между властью и обществом;
  • взаимодействие между различными органами власти.

Основная идея электронного правительства базируется на автоматизации управленческих процессов с целью повышения эффективности государственного управления и улучшения социальных коммуникаций для каждого члена общества. Здесь необходимо отметить, что использование информационных технологий в современном обществе является необходимым условием его развития в мировой конкурентной среде.

Но внедрение электронного правительства в России связано сегодня не просто с модой на «электронный» образ жизни, а, прежде всего, с тем фактом, что это влечёт за собой существенную экономию средств для государственной казны и экономические преимущества для всей страны.

Еще совсем недавно донесение информации до граждан носило, как правило, пассивный и нерегулярный характер. Люди узнавали о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имели возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требовалось. Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы, в первую очередь, сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением «информационного голода» вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять.

Из-за недоступности информации гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Чтобы решить подобные проблемы, на сегодняшний день, перечень и описание всех государственных услуг, нормативно-правовая информация доступны всем и каждому в любое время. В рамках формирования электронного правительства информация стандартизируется и публикуется.

Электронное правительство доступно каждому, в любом месте, в любое время и обеспечивает гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года. Электронное правительство – это способ приблизить чиновника к гражданину.

Таким образом, электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Что же такое государственные услуги? В соответствии с федеральным законом от 27 июля 2010 г. 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Другими словами, государственная услуга представляет собой деятельность государственных структур, направленную на удовлетворение интересов граждан. Список государственных услуг достаточно обширен. Например, выдача и замена российского и заграничного паспортов, информирование о налоговой задолженности, постановка на налоговый учет, регистрация брака, поиск работы, регистрация недвижимости, получение разрешения на строительство, запись на прием к врачу, регистрация автомобиля и многое другое.

Основным онлайн-ресурсом электронного правительства является Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), позволяющий подать заявление на получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме. Для желающих получать услуги путем личного визита организованы многофункциональные центры (далее – МФЦ).

МФЦ – это организация, учрежденная органом власти субъекта РФ, либо органом местного самоуправления для оказания населению государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна», в максимально комфортных условиях.

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в органах власти, ходить по инстанциям или платить посредникам. Заявитель сдаёт одному специалисту необходимый набор документов и далее МФЦ самостоятельно осуществляет все процедуры согласований и оформления. Для этого, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ), организован электронный обмен документами и сведениями, которые формируются, хранятся и обрабатываются в различных ведомственных базах данных. СМЭВ минимизирует (исключает) «походы» гражданина по различным кабинетам в органах власти для сбора документов и справок. Таким образом, предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу «одного окна» предполагает однократное обращение заявителя с запросом в МФЦ.

Основное преимущество МФЦ в том, что они позволяют гражданам получать множество государственных и муниципальных услуг в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно.

Еще одним важным атрибутом электронного правительства является электронная подпись (далее – ЭП). Давайте разберемся, что же такое электронная подпись и для чего она нужна?

Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Проще говоря, это набор символов для подтверждения авторства и неизменности документа. ЭП является полноценной заменой рукописной подписи. Документ, подписанный ЭП, юридически приравнивается к документу, подписанному обычным способом.

ЭП для физических лиц – это способ ускорить и упростить взаимодействие с государственными структурами, работодателями, учебными учреждениями через Интернет. ЭП подразделяется на простую и усиленную. В свою очередь, усиленная подпись делится на неквалифицированную и квалифицированную.

К простой ЭП относятся:

  • пароли;
  • логины;
  • адреса электронной почты;
  • коды подтверждения.

Простая ЭП – это электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Другими словами, все, что относится к средствам идентификации на различных сайтах, в личных кабинетах и т. д. Простая ЭП позволяет подтвердить авторство, но не гарантирует неизменность документа и не обеспечивают юридическую значимость.

Усиленную электронную подпись можно приобрести в аккредитованном удостоверяющем центре. Список аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть например на сайте «РОСЭУ» (ассоциация «Разработчики и операторы систем электронных услуг») http://roseu.org/rasshirenny-sparvochnik-uc/list/?region=86&gorod=0 или на сайте Минкомсвязи России http://minsvyaz.ru/common/upload/Perechen_A_UZ-new.pdf.

Внедрение электронного правительства повышает эффективность деятельности органов государственной власти и качество предоставления услуг, сокращая при этом государственные расходы, экономя время, деньги граждан и бизнеса. Улучшаются отношения власти и населения, уменьшается недовольство властью. Сегодня сложно представить процветающее государство без развития в сфере информационных технологий. Развитие ИКТ становится вопросом национальной стратегии и благосостояния граждан. В итоге формируется новый стиль государственного управления, основанный на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, общественные организации. Важное место в электронном правительстве занимают электронные услуги. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме позволяет гражданам получать услуги по упрощенной схеме, нет необходимости собирать множество справок и стоять в очередях.



 Модуль 1. Электронное правительство | Описание курса | Презентация